1. Рубрики
  2. Детская психология
  3. Агрессия у детей. Когда дети выражают свой гнев?

Агрессия у детей. Когда дети выражают свой гнев?

Когда дети выражают свой гнев?

Обычно дети выражают свой гнев, когда чувствуют, что родители что-то требуют от них, с чем они не желают мириться.

То есть детский гнев — оценка поступков и требований родителей со стороны ребенка. Он же — показатель того, что ребенок не справляется с неприятными ощущениями, и родители получают возможность корректировать выражение гнева, в том числе и словесного. Например, если ребенка бьют или нападают на него. Каждый родитель знает, что драчуны не перестанут быть драчунами, пока жертва не даст им сдачи. В разных вариантах эта реакция типична. Безусловно, «взять назад» физическое действие труднее, чем слова обиды. Физическое выражение гнева — не только неприемлемый выход из положения, но и угроза перерастания ситуации в новое качество. Совершив подобный физический акт, ударив мать, ребенок попадает как бы в двойную ловушку: он понимает, что поступил неподобающим образом и потому «плохой», но и не умеет и не знает еще других способов выразить обуревающие его чувства.

Дети чувствуют себя в значительной степени более виноватыми, когда они бьют родителей, чем когда они им открыто заявляют, что ненавидят их.

Таким образом, лучше ориентировать ребенка на словесное выражение чувств. Позволяйте своему ребенку свободно выражать словами то, что он чувствует или думает, но не позволяйте бить себя.

Если ребенок упорствует в своем желании драться, не бойтесь шлепнуть его или принять более строгие меры при установлении ограничений. Разумеется, никакое рукоприкладство в желании тут же отплатить той же монетой недопустимо. Вполне довольно ограничиться либо лишением привилегий, что лучше всего, либо шлепком по мягкому месту. Кстати, шлепок по мягкому месту, особенно для маленьких детей, может оказаться прекрасным педагогическим средством, снижающим уровень страха, неприятных ощущений и враждебных чувств со стороны ребенка.

Психолог по виберу

Но известно, что:

  • Дети в возрасте одного года способны совладать с чувством враждебности и не направлять его против матери или отца. Враждебное чувство против людей, к которым они испытывают привязанность, вызывает внутренний конфликт. Поэтому довольно часто маленькие дети выбирают в качестве альтернативы наказания самих себя. Повторение таких реакций свидетельствует о склонности детей именно к подобной альтернативе, а для родителей это сигнал, что агрессивность по отношению к самому себе есть избранный ребенком путь выражения враждебных чувств. Так что у родителей появляется повод вмешаться и объяснить ребенку, что они его поведения не одобряют.
  • Аутоагрессия (агрессия, направленная на себя) формирует в характере человека черты неудачника, постоянно наказывающего себя, недовольного собой. Это достаточно распространенное явление.

Поэтому детям и не следует разрешать бить, царапать и кусать себя, точно так же как и нападать на других. У детей двух—трех лет подобные тенденции могут проявляться в виде скрытой аутоагрессии( ребенок начинает думать про себя, что он плохой) , то есть как бы без явного намерения падать, царапаться или ранить себя.

А если:

Не научить ребенка приемлемым способам разрядки враждебности, он будет чувствовать себя беззащитным перед собственной агрессивностью, перед желанием разрушать. Ребенок начинает бояться собственной ненависти. Этот страх может нанести существенный вред процессу развития ребенка. Например, если человек боится каких-то своих чувств, эти чувства вытесняются (или забываются) и человек перестает их контролировать. В силу этого чувства ненависти, ярости не разряжаются, а остаются в пределах психики. Подавление не находящих выхода вовне чувств чревато их накоплением, стабилизацией, как бы замораживанием эмоциональной жизни. Падает способность выражать, проявлять вовне не только чувства ненависти, но и чувства любви, привязанности, сексуальной благодарности. Эмоциональная бедность, влияют на способность к обучению, и являются предпосылками к появлению ранней детской субдепрессии. К тому же  ведут к возникновению проблем в школе и на рабочем месте.

Психолог в онлайн чате

Выводы:

Позитивный открытый диалог со своим ребенком — диалог, который может продолжаться даже в те моменты, когда выходят чувства гнева и враждебности, — не только становится средством проработки болезненных переживаний враждебности и ненависти, но также и фактором здорового развития ребенка, включая формирование хороших отношений с людьми и нормального самочувствия. К этому можно добавить, что, если родители хотят поддерживать открытые отношения с их выросшими Детьми, что случается далеко не в каждой семье, они должны разговаривать с ребенком, слушать и побуждать его говорить о своих чувствах и переживаниях с самого раннего детства.


Loading...

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии Вконтакте